13

Поджигай!

Что такое свеча зажигания и что она делает в автомобиле знает, наверное, самый распоследний «чайник». Сегодня на российском рынке присутствует множество маститых и не очень «свечных» брэндов, как отечественных, так и иностранных, поэтому потребителю ничего не стоит запутаться в красочных упаковках и малопонятных аббревиатурах фирменной классификации.

Свеча, по сути, является разрядником, между электродами которого проскакивает искра, необходимая для воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре двигателя. Нет искры — нет воспламенения. «Плохая» искра влечет за собой потерю мощности, повышение расхода топлива, вибрации, увеличение токсичности выхлопа, затруднение запуска двигателя и прочие неудобства.

Главное условие нормальной работы свечи в камере сгорания — стабильность её температуры при разных режимах работы двигателя. Даже на холостых оборотах она не должна опускаться ниже 380–400 градусов Цельсия. В этом случае на свече не образуются отложения — происходит самоочистка. С другой стороны, в режиме максимальной нагрузки на двигатель, температура «запала» не должна превышать 850–900 градусов. Выше этого порога топливовоздушная смесь будет иметь склонность к калильному воспламенению от перегретых участков свечи. Таким образом, после запуска двигателя свеча должна как можно быстрее достигать рабочей температуры, но не перегреваться, быстро и эффективно отдавая тепло блоку цилиндров.

Механизм искрообразования выглядит следующим образом. В нужный момент по высоковольтным проводам с катушки зажигания на центральный электрод свечи подается высокое напряжение. Воздух в зазоре между центральным и боковым электродами ионизируется и формируется искра. Напряжение, необходимое для её образования, колеблется от 4 до 28 тысяч вольт и зависит от величины воздушного зазора между электродами, уровня компрессии и текущей нагрузки на двигатель. Чем больше зазор, выше нагрузка или компрессия, соответственно более высокое требуется напряжение. Длительность искры — миллисекунды, но этого вполне достаточно для воспламенения смеси.

Момент образования искры совпадает с положением поршня, когда он приближается к верхней мертвой точке (ВМТ) такта сжатия. На большинстве двигателей, искра появляется на несколько градусов раньше ВМТ. Но если искра вырабатывается слишком рано, то давление в цилиндре растет быстрее, чем нужно, и достигает пика до того, как поршень закончит такт сжатия и получит возможность пойти вниз. При этом происходит неконтролируемый взрыв смеси — так называемая детонация, из-за которой понижается мощность двигателя. Детонацию можно распознать на слух как посторонний звон при работе мотора. Гаражные спецы в таких случаях говорят, что «пальцы звенят».

Когда искра проскакивает, напротив, с опозданием, пиковое давление в цилиндре наступает слишком поздно, что тоже имеет следствием потерю мощности. Кстати, выбором времени подачи искры управляют компьютер и модуль зажигания (коммутатор), а не сами свечи, поэтому данные отклонения указывают на проблему электронных «мозгов» или датчиков.

Прежде всего, свечи различаются геометрическими параметрами корпуса. Главные из них — диаметр и длина резьбовой части. Последний параметр частенько называют «длиной рубашки» свечи. Кроме того, свечи различаются значениями калильного числа. Чем оно больше, тем свеча «холоднее». «Холодная» свеча менее интенсивно поглощает тепло из камеры сгорания, «горячая», напротив, нагревается сильнее. Её калильное число, соответственно, будет меньше.

Рекомендации по выбору подходящей свечи для двигателя вашего авто очень просты. Для этого достаточно внимательно прочитать инструкцию по его эксплуатации.

При нормальных условиях движения свеча с правильно подобранным калильным числом будет достаточно горячей, чтобы сжигать загрязняющие вещества. Если калильное число свечи слишком высоко для данного двигателя, на электродах и изоляторе будут нарастать отложения. Если слишком низко — электроды нагреются сильнее и могут воспламенить смесь без искры, вызывав детонацию.

Бывают ситуации, которые могут потребовать немного более горячей или холодной свечи, чем рекомендовано производителем. Переход к более холодным свечам может уменьшить их загрязнение в старом двигателе, двигателе, «съедающим» масло, или в агрегате, который много времени работает в режиме холостого хода или используется для коротких поездок без прогрева. Но если во всех перечисленных случаях штатные свечи остаются чистыми, использовать их более горячие аналоги все же не следует. Иначе возрастет риск калильного зажигания и детонации.

Зато применение более горячих свечей его снизит, если двигатель вашего авто часто работает с большими нагрузками. Однако, в этом случае повышается вероятность загрязнения свечи в режиме холостого хода, при низких скоростях и нагрузках.

Свечи относятся к расходным материалам. Служат они в среднем 20–40 тысяч километров пробега. Впрочем, это не догма: встречающийся на отечественных заправках низкокачественный бензин заметно сокращает этот срок. То же самое происходит и при использовании высокооктанового бензина российского разлива, в котором очень велика доля металлосодержащих антидетонационных присадок. Визуально их действие выражается в появлении на рабочей части свечи красноватого налета.

Загрязнение свечи — главная причина её замены. Кроме того, со временем срабатываются электроды, поскольку электрические разряды имеют свойство вырывать частички металла с их поверхности. Таким образом со временем увеличивается зазор, что приводит к увеличению напряжения искрообразования — в среднем на 500 вольт на 10000 км. В некоторых случаях это вызывает перегрузки системы зажигания, пробой катушки, проводов или выход из строя коммутатора. Но в большинстве случаев свечи загрязняются раньше, чем изнашиваются.

Загрязненная свеча зажигания не только может уменьшить мощность двигателя. Она вызывает рост потребления топлива. Увеличивается и токсичность выхлопа. Этого может оказаться достаточно, чтобы вывести из строя датчик контроля эмиссии.

Свеча загрязняется, когда топливные или масляные отложения нарастают на её электродах. Отложения также могут сформировать на керамическом изоляторе вокруг центрального электрода дорожку для пробоя на «землю», в следствие чего процесс искрообразования совсем прекратится. Загрязнения вокруг внешнего электрода, у основания или между электродами могут вызвать такие же последствия.

Тяжелые наросты жирных черных отложений на свече и на впускном клапане указывают на то, что двигатель вашего авто «поедает» масло. Изношенные или сломанные поршневые кольца, а так же поврежденные стенки цилиндров могут позволить маслу попадать в камеру сгорания и формировать зольные отложения на свечах.

Долгая работа двигателя на холостом ходу или частые поездки на короткие расстояния также приводят к быстрому образованию нагара на свечах. В этих режимах двигатель плохо прогревается и свечи никогда не становятся достаточно горячими, чтобы сжечь отложения.

Порошкообразные черные отложения на свечах могут появиться и из-за слишком богатой топливной смеси. Причина тому, скорее всего, прохудившийся инжектор или вышедший из строя кислородный датчик. Проблема может заключаться и во врущем датчике температуры, ложные показания которого не позволяют системе управления двигателем входить в нормальный режим и правильно дозировать топливную смесь.

Визуальный осмотр старых свечей может рассказать не только о причине загрязнения, но и других проблемах двигателя вроде раннего зажигания и детонации. Например, оплавленный или сильно разрушенный электрод может быть результатом калильного зажигания, перегрева двигателя, низкооктанового топлива, или слишком низкого калильного числа свечи.

Как мы уже упоминали, рекомендованный интервал замены стандартных свечей зажигания — каждые 20 000 — 45 000 км. При использовании некачественного бензина, он сокращается до 15000 км. Современные качественные свечи имеют специальные износостойкие электроды, сделанные из платины, иридия, никеля или других экзотических сплавов, которые минимизируют эрозию. Такие свечи работают по 60 000 — 100 000 км. Однако и они могут загрязняться, будучи установленными на двигателе с проблемами. Платиновые свечи — хорошо служат во многих новых двигателях, но они не лучший выбор для изношенного мотора.

Существуют свечи с разнообразными конфигурациями электрода. Это уменьшает его износ и увеличивает надежность воспламенения. Некоторые из таких свечей имеют по несколько боковых электродов. Свечи с более, чем одним электродом производят одну искру за цикл воспламенения, как и обычные. Их преимущество заключается в возможности выбора направления искры. Вероятность получения хорошей искры, по крайней мере, на одном из электродов — выше, отсюда улучшенная надежность воспламенения. Наличие нескольких «заземленных» электродов подразумевает их равномерный износ, что уменьшает рост зазора. Некоторые такие свечи также обладают самоочищающимся эффектом, так как поперечное направление искры помогает сжигать отложения на изоляторе.

В линейку свечей зажигания V–Line от компании NGK Spark Plug Co. Ltd входят 39 моделей, которые покрывают порядка 97% европейского парка легковых автомобилей. В серии присутствуют платиновые свечи и свечи с полуповерхностным разрядом. Модель V-line 39 благодаря особому дизайну и наличию V-образной насечки на центральном электроде обеспечит оптимальное возгорание воздушно-топливной смеси.

ЗАО «ПО «Трек» представляет свечи зажигания серии А17ДВРМ, предназначенные для установки на все отечественные автомобили и большинство иномарок. Основа конструкции свечей — никелевый электрод с медным сердечником. Оригинальные ребра изолятора и герметизация деталей внутри свечи препятствуют утечкам энергии. Выступающий из корпуса тепловой конус изолятора, а также применение биметаллического электрода обеспечивают улучшенное самоочищение свечи от нагара, быстрый прогрев, стойкость к перегреву, эффективный отвод тепла из камеры сгорания и расширенный рабочий тепловой диапазон. Ресурс изделия увеличен за счет центрального электрода увеличенного диаметра.

Magneti Marelli Golden Lodge — биметаллические свечи с четырьмя электродами. Такой тип конструкции признан ведущими автопроизводителями лучшим в отношении надежности искрообразования и долговечности. Четыре биметаллических боковых электрода и центральный электрод с медным сердечником позволяют эффективно рассеивать тепло. Это дает возможность сделать «носик» изолятора более длинным, благодаря чему свеча быстрее нагревается до рабочей температуры. «Кожух» вокруг центрального электрода, выполненный из сплава никеля, хрома и марганца, и усиленный дополнительным хромовым покрытием, гарантирует высокую сопротивляемость коррозии. Отличительная особенность свечей Magneti Marelli Golden Lodge применение электродов с особым профилем и наличие открытого центрального медного электрода.

Свечи Bosch Super Plus отличаются надежностью и высокой степенью защиты от коррозии. Никель-иттриевое легирование центрального электрода уменьшает его износ и увеличивает интервал замены свечей. Заостренный боковой электрод обеспечивает высокую надежность зажигания и оптимальное сгорание воздушно-топливной смеси наряду с повышенной защитой катализатора и снижением расхода топлива. Керамические изоляторы свечи, электроды и резьба производятся и устанавливаются с минимальным допуском.

Французская компания Eyquem SNC является поставщиком свечей зажигания для машин марок Renault, Peugeot и Citroen. C октября 2007 года Eyquem SNC начала производство свечей зажигания M12Hex-14 мм для инновационных двигателей Renault и для вторичного рынка автозапчастей. Свеча имеет новый изолятор диаметром 9 мм вместо 10,5 мм, а также новый дизайн корпуса — шестигранник 14 мм.

Свечи Champion серии EON обладают ребристым керамическим изолятором, предотвращающим токи поверхностной утечки. Отличные характеристики достигаются благодаря увеличенному расстоянию между электродами. Тонкостенный центральный медный электрод улучшает рассеивание тепла. Медный заземляющий контакт сердцевины ускоряет процесс охлаждения свечи и увеличивает её срок службы. Удлиненный электрод разрядника улучшает тепловой коэффициент. Ограничитель напряжения F.I.S.S. с сопротивлением 5 кОм обеспечивает двигателю более мягкий холостой ход. Латунная насечка сделана для удобства штепсельного соединения.

Под маркой «ПА-RUS» отечественному потребителю предлагаются свечи, произведенные на европейском оборудовании, по европейским технологиям, и при европейском контроле качества. Причем их ресурс превосходит изделия многих известных марок. Свечи выдерживают температурные перепады от +200С до -60С. Их использование экономит до 10% топлива. Гарантия на весь модельный ряд свечей «ПА-RUS» — 60 000 км.

Свеча зажигания Twin Tip — новинка от компании Denso. Обладает тонкими центральным и боковым электродами. При её изготовлении не используются драгоценные металлы. Twin Tip обеспечивает большую мощность двигателя при меньшем расходе топлива. Конструкция бокового и центрального электродов способствует лучшему искрообразованию. Исключительно тонкий центральный электрод диаметром всего 1,5 мм (у стандартной свечи — 2,5 мм), производит значительно более мощную искру, повышая эффективность зажигания. Новинка по всем характеристикам превосходит стандартные аналоги, при том, что её стоимость значительно ниже, чем у иридиевых свечей.

Линейка свечей Ween предназначена для использования на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, а также на некоторых моделях зарубежного производства. Свечи Ween имеют центральный биметаллический электрод из никелевого сплава с медным сердечником. Изолятор изготовлен из керамики с высоким содержанием двуокиси алюминия. Он сочетает высокую механическую прочность с хорошими изоляционными свойствами и герметизируется в корпусе по технологии термической усадки. Резьба на корпусе изготавливается методом накатки, который повышает точность её профиля. Сам корпус имеет антикоррозионное гальваническое покрытие.

Важным свойством свечей зажигания Wego является способность к самоочищению от образующегося нагара. Благодаря оптимальному распределению тепла в тепловом конусе изолятора и низкому температурному пределу самоочищение свечей Wego происходит при любых режимах работы двигателя. Высокие теплопроводящие характеристики свечей достигаются благодаря сборке с минимально возможными зазорами между деталями, применению центрального электрода со стержнем из меди, выведению теплового конуса непосредственно в камеру сгорания, а также применению теплоотводящей шайбы между тепловым конусом и металлическим корпусом свечи.

Свечи «Плазмофор» типа GAZ специально разработаны для автомобилей, работающих на сжатом (метан) и сниженном (пропан-бутан) газе. Ввиду эксплуатации в экстремальных условиях обладают улучшенными тепловыми характеристиками и надежностью. Электроды GAZ-свечи сконструированы в виде ракетного сопла с форкамерой. При подаче высоковольтного импульса в зазоре между электродами происходит пробой, а образовавшийся плазменный сгусток выталкивается в камеру сгорания цилиндра. Одновременно происходит поджиг топливной смеси в форкамере свечи, и продукты сгорания через сопло с высокой скоростью впрыскиваются в цилиндр.

Autolite XP Xtreme Perfomance — свечи с боковым платиновым и центральным иридиевым электродами. Они позволяют увеличить надежность искрообразования и воспламенения рабочей смеси во всех режимах работы двигателя. Кроме того, использование таких материалов облегчает запуск двигателя и улучшает динамические характеристики автомобиля. Уменьшение диаметра центрального электрода позволило снизить напряжение искрообразования, вследствие чего повысилась производительность и увеличился срок эксплуатации свечи.

Высокое качество и доступная цена свечей зажигания «ПА-RUS» известна многим российским автолюбителям. В этом году компания решила провести розыгрыш ценных призов — изделий из чистой платины, пробы 999, весом 20 грамм, что эквивалентно примерно 20000 рублям в денежном исчислении. Каждая стотысячная свеча зажигания «ПА-RUS» имеет центральный электрод из чистой платины. Достаточно поскрести центральный электрод металлическим предметом, и если он засверкает специфическим платиновым блеском, значит, вы — обладатель приза!

Beru Ultra X Titan — современная высокотехнологичная свеча зажигания, воплотившая последние достижения немецких инженеров. Её боковой электрод с пятью V-образными канавками на внутренней поверхности выполнен из высоколегированного сплава, в составе которого присутствует титан. Центральный электрод измененной формы имеет платиновую наплавку, и новый изолятор. Ресурс свечи возрос до 60 000 км.

Свечи зажигания Finwhale предназначены для использования на более чем 90% автомобилей, выпускаемых в мире. Фирменная серия PRO в индивидуальных упаковках проектировались с учетом самых современных требований мирового автомобилестроения. Все свечи серии имеют центральный электрод с медным сердечником. На корпус для повышения коррозионной стойкости нанесено гальваническое покрытие. Использование герметиков нового поколения для фиксации центрального электрода и контактного стержня позволяет повысить срок службы изделий. Форма теплового конуса изолятора изменена в целях ускорения прогрева свечи, кроме того, в материал изолятора добавлены специальные модификаторы, повышающие механическую прочность и электроизоляционные свойства. Контактная гайка имеет дополнительное гальваническое покрытие, обеспечивающее надежный контакт с наконечником высоковольтного провода.

Ассортимент компании ACDelco включает свечи зажигания перекрывающие потребности 90% парка европейских автомобилей. Фирменные многоэлектродные свечи производятся по технологии «скользящей искры», которая позволяет избежать загрязнения свечи и обеспечивает улучшенный запуск при низких температурах. Ресурс изделий составляет — около 60 тыс. км пробега.

Источник: http://www.automania.ru

Комментарии запрещены.